Турист Бабин Александр (Babinar2015)
Бабин Александр
был 2 марта 11:58
Фотоальбом

Лье́йда(Lleida) — каталанская готика и прочее

FinePix S1600
20 26
Лерида — Испания Сентябрь 2018

Уже насколько лет в своих поездках по Испании я пытаюсь избегать каталонии. Но планируя Арагон, я выяснил, что от Сарагосы до Льейды всего сорок минут на AVE. Ведь Льейда находится на середине пути из Сарагосы в Барселону. А собор Сэу Бейа (или Сеу Велла — Seu Bella), стоящий на холме в центре и над всем городом Лерида, я очень давно хотел увидеть, очень давно — ещё с тех времен когда ездил только через туроператоров и только на пляж…

С названием города — тоже не всё так просто: древние ибирийцы называли это поселение Ильтрида или Илерда; арабы, владевшие этой местностью с 716 по 1148 годы — Лерита(Lerita) или Лареда (Lareda); каталанцы называют город — Лье́йда или Йейда (Lleida); на кастильском — Ле́рида (Lérida). Этот регион, под названием Илергетия, cо II века до н. э. входил в состав провинции Ближняя Испания Великой Римской Империи. От сюда в Рим отправлялось зерно, серебро, золото и рабы. С начала VIII века этот город входит в состав мусульманского Аль-Андалуса. После развала мусульманского единого государства на тайфы, последний халиф Аль-Андалуса, марванид Хишам III, скрывался в Лариде, где и умер в безвестности. В конце IX века Исмаил Ибн Муса, из рода Бану Каси, опасаясь завоевательных амбиций Барселонского графа Винифреда Мохнатого, начинает укреплять Льейду, возводя вокруг города, стоящего на высоком холме, крепостные стены, превратив город в неприступную крепость. Символично, что Винифред Мохнатый умер от ран, полученных в бою с мусульманами в 897 г. совсем недалеко от Льейды. В 907 г. король Наваррский Санчо I Хименес заманил в ловушку Лопе бен Мухаммада, правителя Льейды, разбил его войско, а самого эмира убил. В 90-е годы XI века Эль Сид, завоевавший Валенсию, собирал дань с мусульманских правителей Лариды и Альбаррасина. В 1149 г., после семи месяцев осады, Лерида была взята войсками графа Уржелльского, Эрменголя VI и короля Арагона, графа Барселонского, Рамона Беренгера IV.

Льейда стоит на берегу реки Сегре (кат.-El Segrià), вокруг небольшого холма (на каталанском - El Turó), и главная достопримечательность города, комплекс Seu Bella (с этим кастильским и каталанским произношением уже не знаешь как написать транскрипцию), стоящий на вершине холма, возвышается над всем городом. Почему комплекс? Потому, что на вершине холма за оборонительными укреплениями и крепостной стеной находятся остатки фортификаций (как и старинных, так времен Гражданской войны XX века), остатки здания королевского дворца, административные строения, и. самое главное, - Старый Кафедральный Собор города.
Льейда стоит на берегу реки Сегре (кат.-El Segrià), вокруг небольшого холма (на каталанском - El Turó), и главная достопримечательность города, комплекс Seu Bella (с этим кастильским и каталанским произношением уже не знаешь как написать транскрипцию), стоящий на вершине холма, возвышается над всем городом. Почему комплекс? Потому, что на вершине холма за оборонительными укреплениями и крепостной стеной находятся остатки фортификаций (как и старинных, так времен Гражданской войны XX века), остатки здания королевского дворца, административные строения, и. самое главное, - Старый Кафедральный Собор города.
Граффити на улицах города. От ЖД станции до подножья холма, на котором находится Seu Bella, минут пятнадцать пешком.
Граффити на улицах города. От ЖД станции до подножья холма, на котором находится Seu Bella, минут пятнадцать пешком.
Церковь Святого Иоана (кат.- Жоан, Joan) на площади того же Святого. Первое строение Церкви, построенной на месте небольшой мечети, было освящено на этом месте в 1372 году. Но от той церкви ничего не осталось, так как во времена Сентябрьской (Славной) Революции 1868 года церковь была полностью разрушена. Нынешнее здание, базилика, было возведено в середине уже XX века. В начале реставрационных работ в 1944 году, на этом месте нашли остатки древнего римского храма.
Церковь Святого Иоана (кат.- Жоан, Joan) на площади того же Святого. Первое строение Церкви, построенной на месте небольшой мечети, было освящено на этом месте в 1372 году. Но от той церкви ничего не осталось, так как во времена Сентябрьской (Славной) Революции 1868 года церковь была полностью разрушена. Нынешнее здание, базилика, было возведено в середине уже XX века. В начале реставрационных работ в 1944 году, на этом месте нашли остатки древнего римского храма.
Церковь Святого Иоана. Внутри - симпатичная неоготическая церковь. Восторга не вызвала. Но очень красивы многочисленные витражи. Все окна и фонари закрыты витражами.
Церковь Святого Иоана. Внутри - симпатичная неоготическая церковь. Восторга не вызвала. Но очень красивы многочисленные витражи. Все окна и фонари закрыты витражами.
На площади Святого Иоанна для самого лёгкого доступа к комплексу на вершине холма воспользуемся лифтом. Башня на фото - лифт. В сети прочитал, что проезд в лифте платный - 20 евро-центов, ну и наменял их заранее. Не понадобились. Проезд свободный, проход к лифту ранее был закрыт специальным, оплачиваемым, турникетом. Турникет оказался довольно вандально сломан, если не сказать искорёжен. Главное сам лифт был в рабочем состоянии.
На площади Святого Иоанна для самого лёгкого доступа к комплексу на вершине холма воспользуемся лифтом. Башня на фото - лифт. В сети прочитал, что проезд в лифте платный - 20 евро-центов, ну и наменял их заранее. Не понадобились. Проезд свободный, проход к лифту ранее был закрыт специальным, оплачиваемым, турникетом. Турникет оказался довольно вандально сломан, если не сказать искорёжен. Главное сам лифт был в рабочем состоянии.
Старый Собор, Ла Сеу Велья (La Seu Vella) XIII-XV вв. – образец «позднего романского периода Каталонии». Храм относят к так называемой «Леридской школе», которая привнесла в традиционный южно-французский стиль орнаментальные мавританские и кельтские мотивы. Храм, посвященный Святой Марии, возвышается на том же холме, так сказать на намоленном месте, где до этого стояли святилища всех предшествующих народов.
Старый Собор, Ла Сеу Велья (La Seu Vella) XIII-XV вв. – образец «позднего романского периода Каталонии». Храм относят к так называемой «Леридской школе», которая привнесла в традиционный южно-французский стиль орнаментальные мавританские и кельтские мотивы. Храм, посвященный Святой Марии, возвышается на том же холме, так сказать на намоленном месте, где до этого стояли святилища всех предшествующих народов.
Помимо лифта на холм можно подняться пешком с улицы Святого Мартина через Львиные Ворота (Puerta del Léon), часть фортификационных сооружений, возведенных во время Войны за Независимость. Здесь начинается крепостная стена, которая опоясывала весь старый комплекс. Так как с начала XVIII века все, что находилось внутри крепостной стены стало военным объектом, внутри от древнего города ничего не сохранилось . Все было превращено в единую систему фортификаций. Львиные  Ворота, наполовину бастион, начиная с 1826 стали новым и главным входом в цитадель.
Помимо лифта на холм можно подняться пешком с улицы Святого Мартина через Львиные Ворота (Puerta del Léon), часть фортификационных сооружений, возведенных во время Войны за Независимость. Здесь начинается крепостная стена, которая опоясывала весь старый комплекс. Так как с начала XVIII века все, что находилось внутри крепостной стены стало военным объектом, внутри от древнего города ничего не сохранилось . Все было превращено в единую систему фортификаций. Львиные Ворота, наполовину бастион, начиная с 1826 стали новым и главным входом в цитадель.
Львиные Ворота (Puerta del Léon), так сказать "изнутри"
Львиные Ворота (Puerta del Léon), так сказать "изнутри"
Ворота с Подъёмным мостом (Puente Levadizo) - старое название, сейчас подъемного моста нет, но название осталось. В XVII веке во время Войны Жнецов (Сегадорское восстание, Guerra de los Segadores) против короля Филиппе IV, Каталония искала поддержки у Людовика III короля Франции, и город превратился в место максимального противостояния противников. В помощь каталонцам Франция отправила своих инженеров с намерением укрепить стены и привести их в соответствие тогдашними военным требованиям. В результате уже тогда почти полностью был снесен квартал Suda между Собором и Королевским Дворцом. И была построена новая крепостная стена.
Ворота с Подъёмным мостом (Puente Levadizo) - старое название, сейчас подъемного моста нет, но название осталось. В XVII веке во время Войны Жнецов (Сегадорское восстание, Guerra de los Segadores) против короля Филиппе IV, Каталония искала поддержки у Людовика III короля Франции, и город превратился в место максимального противостояния противников. В помощь каталонцам Франция отправила своих инженеров с намерением укрепить стены и привести их в соответствие тогдашними военным требованиям. В результате уже тогда почти полностью был снесен квартал Suda между Собором и Королевским Дворцом. И была построена новая крепостная стена.
Весь комплекс на холме Seu Vella в старину представлял фактически весь город с жилыми домами, рынками, мастерскими и прочее. Весь комплекс был обнесен крепостной стеной. Но Льейда всегда была лакомым куском, или яблоком раздоров. В результате всех воин холм превратился в фортификацию со стенами, валами, рвами, бастионами и пр... Уже в XVII веке Собор стал использоваться как больница и склад оружия, потом как казармы, военная комендатура, в 1938 году здесь был размещен концентрационный лагерь..... В итоге сохранились только Собор с примыкающими постройками, частично стены Королевского Дворца 
 и оборонительные сооружения. Обойдем Собор вокруг по часовой стрелке
Весь комплекс на холме Seu Vella в старину представлял фактически весь город с жилыми домами, рынками, мастерскими и прочее. Весь комплекс был обнесен крепостной стеной. Но Льейда всегда была лакомым куском, или яблоком раздоров. В результате всех воин холм превратился в фортификацию со стенами, валами, рвами, бастионами и пр... Уже в XVII веке Собор стал использоваться как больница и склад оружия, потом как казармы, военная комендатура, в 1938 году здесь был размещен концентрационный лагерь..... В итоге сохранились только Собор с примыкающими постройками, частично стены Королевского Дворца и оборонительные сооружения. Обойдем Собор вокруг по часовой стрелке
Завоевав в 1149 году мусульманский город Larida,   Барселонский граф Рамон Беренгер IV и Граф Уржеля Эрменголь VI, пришли к соглашению, что городу нужен свой Собор. Строились планы, выкупалась земля и сносились мешавшиеся жилые дома, что бы расчистить место,. И только 22 июля 1203 епископ Гомбау де Кампоррельс, король Педро Католик и граф Эрменголь VII Urgel заложили первый камень, который поместили под опорой клироса левой стороны. Сами работы растянулись аж до XV века, когда наконец были закончены сама церковь, клаустро (клуатр - крытая галерея), колокольня и монастырские помещения каноников. Комплекс строился по канонам романской архитектуры. На фото - бывший главный портал храма, Портал Святого Беренгарио (Puerta de San Berengario), это один из двух проходов в трансепт церкви. Портал почти без украшательства, умерен и строг. Единственное скульптурное украшение -к 
 крисмон (crismón) в центральной части. Очень вероятно, что это была первая дверь, которая была построена, и которая закрепила в некотором роде стиль и структурные правила дальнейшего обустройства других порталов.
Завоевав в 1149 году мусульманский город Larida, Барселонский граф Рамон Беренгер IV и Граф Уржеля Эрменголь VI, пришли к соглашению, что городу нужен свой Собор. Строились планы, выкупалась земля и сносились мешавшиеся жилые дома, что бы расчистить место,. И только 22 июля 1203 епископ Гомбау де Кампоррельс, король Педро Католик и граф Эрменголь VII Urgel заложили первый камень, который поместили под опорой клироса левой стороны. Сами работы растянулись аж до XV века, когда наконец были закончены сама церковь, клаустро (клуатр - крытая галерея), колокольня и монастырские помещения каноников. Комплекс строился по канонам романской архитектуры. На фото - бывший главный портал храма, Портал Святого Беренгарио (Puerta de San Berengario), это один из двух проходов в трансепт церкви. Портал почти без украшательства, умерен и строг. Единственное скульптурное украшение -к крисмон (crismón) в центральной части. Очень вероятно, что это была первая дверь, которая была построена, и которая закрепила в некотором роде стиль и структурные правила дальнейшего обустройства других порталов.
Церковь была освящена 31 октября 1278 епископом Гильем де Монткада.  Главная абсиба. По изначальному плану собор был построен с пятью абсидами - Одной главной и четырьмя меньшими. С самого начала ориентировались на архитектуру французских бенедиктинских  монастырей, для которых характерными были большой Главный неф с большой абсидой.
Церковь была освящена 31 октября 1278 епископом Гильем де Монткада. Главная абсиба. По изначальному плану собор был построен с пятью абсидами - Одной главной и четырьмя меньшими. С самого начала ориентировались на архитектуру французских бенедиктинских монастырей, для которых характерными были большой Главный неф с большой абсидой.
Южный фасад.
Южный фасад.
Южная часть трансепта с круглым окном и Порталом Благовещенья (Puerta de la Anunciación) является одним из трех романских фасадов - примеров работы знаменитой "романской Школы Лериды", влияние которой распространилось во многих регионах Пиренейского полуострова, таких как Уэска (San Miguel) или Валенсия (Портал Лериды Кафедрального Собора Валенсии).
Южная часть трансепта с круглым окном и Порталом Благовещенья (Puerta de la Anunciación) является одним из трех романских фасадов - примеров работы знаменитой "романской Школы Лериды", влияние которой распространилось во многих регионах Пиренейского полуострова, таких как Уэска (San Miguel) или Валенсия (Портал Лериды Кафедрального Собора Валенсии).
Портал Благовещения (Puerta de la Anunciación) - противоположный Порталу Сан Беренгарио. Архитектурные особенности «Леридской школы» (XIII-XIV веков) - это узорные архивольты,  обрамляющие портал, под которыми нет привычных тимпанов. По бокам видны пустые ни́шы в которых стояли скульптуры Девы Марии и Архангела Гавриила, которые сейчас хранятся в Музее Льейды. Над шестью архивольтами размещены крисмон и строки из католической молитвы: “AVE MARIA GRATIA PLENA D(omi)N(u)S TECU(m) BENEDICTA TU IN MULIERIBUS (Радуйся, Мария, Благодати полная, Господь с тобой, благословенна Ты среди женщин”).
Портал Благовещения (Puerta de la Anunciación) - противоположный Порталу Сан Беренгарио. Архитектурные особенности «Леридской школы» (XIII-XIV веков) - это узорные архивольты, обрамляющие портал, под которыми нет привычных тимпанов. По бокам видны пустые ни́шы в которых стояли скульптуры Девы Марии и Архангела Гавриила, которые сейчас хранятся в Музее Льейды. Над шестью архивольтами размещены крисмон и строки из католической молитвы: “AVE MARIA GRATIA PLENA D(omi)N(u)S TECU(m) BENEDICTA TU IN MULIERIBUS (Радуйся, Мария, Благодати полная, Господь с тобой, благословенна Ты среди женщин”).
Внешняя сторона главной абсиды и часовен Святого Петра и Непорочного Зачатия. На месте современных часовен изначально были малые абсиды храма
Внешняя сторона главной абсиды и часовен Святого Петра и Непорочного Зачатия. На месте современных часовен изначально были малые абсиды храма
Портал Крещения (Puerta de Els Fillols) на южном фасаде, построенный в 1220 году. Ддолгое время, до XVII века, это был  главный или обязательный вход для всех тех, кто должен был получить таинство крещения.
Портал Крещения (Puerta de Els Fillols) на южном фасаде, построенный в 1220 году. Ддолгое время, до XVII века, это был главный или обязательный вход для всех тех, кто должен был получить таинство крещения.
Часовня Иисуса или часовня семьи Сескомес (Capilla de Jesús o Capilla de la familia Sescomes), расположенная слева от Портала Крещения и построенная между 1334 и 1340 годами для семьи епископа Арнау Сескомес. Часовня имеет свой отдельный вход слева от портала dels Fillols.
Часовня Иисуса или часовня семьи Сескомес (Capilla de Jesús o Capilla de la familia Sescomes), расположенная слева от Портала Крещения и построенная между 1334 и 1340 годами для семьи епископа Арнау Сескомес. Часовня имеет свой отдельный вход слева от портала dels Fillols.
Башня-колокольня (Campanario) высотой шестьдесят метров расположена в углу юго-западной части клаустро. Из клаустро можно подняться на верх по винтовой лестнице. Двести тридцать восемь ступеней вверх и панорамы города и округи у Вас в фотоаппарате.
Башня-колокольня (Campanario) высотой шестьдесят метров расположена в углу юго-западной части клаустро. Из клаустро можно подняться на верх по винтовой лестнице. Двести тридцать восемь ступеней вверх и панорамы города и округи у Вас в фотоаппарате.
Башня-колокольня (Campanario) строилась в период между второй половиной XIV века и первой третью XV века. Восьми угольная в плане, башня состоит из двух частей: нижняя, более широкая, из пяти ярусов с окнами, и верхней меньшей, коронованной стрельчатыми фронтонами. Первый этаж был превращен в частную часовню семьи Safont, в то время как другие предназначались для размещения механизма часов и колоколов.
Башня-колокольня (Campanario) строилась в период между второй половиной XIV века и первой третью XV века. Восьми угольная в плане, башня состоит из двух частей: нижняя, более широкая, из пяти ярусов с окнами, и верхней меньшей, коронованной стрельчатыми фронтонами. Первый этаж был превращен в частную часовню семьи Safont, в то время как другие предназначались для размещения механизма часов и колоколов.
Башня-колокольня (Campanario) . Согласно древним документам, всего было одиннадцать колоколов. На сегодня сохранились только два - Silvestra (1418 года) и Mónica (1486 года), которые  были механизированы для боя часов. Пять колоколов, именуемые Bárbara, Cristo, Marieta, Meuca и Purísima, были расплавлены в середине XX века.
Башня-колокольня (Campanario) . Согласно древним документам, всего было одиннадцать колоколов. На сегодня сохранились только два - Silvestra (1418 года) и Mónica (1486 года), которые были механизированы для боя часов. Пять колоколов, именуемые Bárbara, Cristo, Marieta, Meuca и Purísima, были расплавлены в середине XX века.
Клаустро (клуатр) собора, помимо своих гигантских размеров, имеет одну почти уникальную особенность. Обычно все внешние стороны клаустро являются в принципе глухими и имеют или ниши для саркофагов или двери в собор или часовни. Южная же внешняя сторона клаустро Seu Bella представляет собой мирадор и состоит из пяти огромных готических стрельчатых окон, помещенных между контрфорс. Из окон открывается вид на город и реку Сегре.
Клаустро (клуатр) собора, помимо своих гигантских размеров, имеет одну почти уникальную особенность. Обычно все внешние стороны клаустро являются в принципе глухими и имеют или ниши для саркофагов или двери в собор или часовни. Южная же внешняя сторона клаустро Seu Bella представляет собой мирадор и состоит из пяти огромных готических стрельчатых окон, помещенных между контрфорс. Из окон открывается вид на город и реку Сегре.
Готические окна южной внешней стороны клаустро Seu Bella
Готические окна южной внешней стороны клаустро Seu Bella
Западный фасад Seu Bella и Портал Апостолов. Название этого главного входа происходит от образов двенадцати коронованных готическими пинаклями Апостолов, которые когда-то стояли справа и слева от решетки входа. В центре стояла скульптура Девы Марии. На маленьких пьедесталах в архивольтах стояли маленькие фигуры ангелов, которые завершали скульптурное украшение этого благородного портала.
Западный фасад Seu Bella и Портал Апостолов. Название этого главного входа происходит от образов двенадцати коронованных готическими пинаклями Апостолов, которые когда-то стояли справа и слева от решетки входа. В центре стояла скульптура Девы Марии. На маленьких пьедесталах в архивольтах стояли маленькие фигуры ангелов, которые завершали скульптурное украшение этого благородного портала.
Портал Апостолов. Так же Портал имеет другое название - Двери Страшного Суда, сцены которого окружают фигуру Христа-Вседержителя в тимпане ворот. В 1936 году, во время Гражданской войны было искалечено большинство образов апостолов, кое какие фрагменты ещё сохранились. Фигура Девы Марии, начиная с Войны за Испанское Наследство (с 1707 года), бережно хранилась внутри храма, и в конце концов была помещена в Новый Собор Лериды.
Портал Апостолов. Так же Портал имеет другое название - Двери Страшного Суда, сцены которого окружают фигуру Христа-Вседержителя в тимпане ворот. В 1936 году, во время Гражданской войны было искалечено большинство образов апостолов, кое какие фрагменты ещё сохранились. Фигура Девы Марии, начиная с Войны за Испанское Наследство (с 1707 года), бережно хранилась внутри храма, и в конце концов была помещена в Новый Собор Лериды.
Заходим внутрь Собора. Северная галерея клаустро и вход в часовню Благовещения Capilla de la Anunciación de María, открытую в 1319 году. Теперь в помещении часовни находятся ресепция, касса и магазин сувениров.
Заходим внутрь Собора. Северная галерея клаустро и вход в часовню Благовещения Capilla de la Anunciación de María, открытую в 1319 году. Теперь в помещении часовни находятся ресепция, касса и магазин сувениров.
Остатки фресок
Остатки фресок
Клаустро собора действительно поражает своими размерами. Для понимания размеров, я специально подождал пока в кадр не попадет школьник, у которого здесь проходил урок.
Клаустро собора действительно поражает своими размерами. Для понимания размеров, я специально подождал пока в кадр не попадет школьник, у которого здесь проходил урок.
Клаустро имеет форму почти правильного квадрата, имеет четыре галереи, длина каждой из которых, в среднем, сорок восемь метров а ширина 8,77 метров. Клаустро выделяется своими исключительными размерами и является одной из самых больших крытых галерей готической европейской архитектуры. Строительство клаустро было начато в конце XIII века под надзором мастера Гильеме д'Ениль
Клаустро имеет форму почти правильного квадрата, имеет четыре галереи, длина каждой из которых, в среднем, сорок восемь метров а ширина 8,77 метров. Клаустро выделяется своими исключительными размерами и является одной из самых больших крытых галерей готической европейской архитектуры. Строительство клаустро было начато в конце XIII века под надзором мастера Гильеме д'Ениль
В 1992 г. храм открыли для посещений после неспешной и вдумчивой реставрации, начавшейся в 1949 году и которая все еще продолжается. Внутренний двор (клуатр) старого Собора один из самых красивых в Европе. У него есть одна интересная особенность: с южной стороны сквозь ажурные арки открывается вид на город и окрестности.
В 1992 г. храм открыли для посещений после неспешной и вдумчивой реставрации, начавшейся в 1949 году и которая все еще продолжается. Внутренний двор (клуатр) старого Собора один из самых красивых в Европе. У него есть одна интересная особенность: с южной стороны сквозь ажурные арки открывается вид на город и окрестности.
В 1343 году епископ Хауме Ситхо произвел распределение гробниц крытой галереи: 
•	Галерея, которая соответствует изножию церкви, предназначалась для захоронения местных каноников города и самых знатных частных граждан Льейды;
•	Северная галерея предназначалась для приезжих каноников и для художников и скульпторов работавших над Собором
В 1343 году епископ Хауме Ситхо произвел распределение гробниц крытой галереи: • Галерея, которая соответствует изножию церкви, предназначалась для захоронения местных каноников города и самых знатных частных граждан Льейды; • Северная галерея предназначалась для приезжих каноников и для художников и скульпторов работавших над Собором
Галерея имеет 7 стрельчатых арок - окон непохожих друг на друга.  Двенадцать внутренних и 5 внешних. Узоры поддерживаются тонкими колоннами с капителями, украшенными растительными орнаментами, переплетающими фигуры фантастических животных и людей.
Галерея имеет 7 стрельчатых арок - окон непохожих друг на друга. Двенадцать внутренних и 5 внешних. Узоры поддерживаются тонкими колоннами с капителями, украшенными растительными орнаментами, переплетающими фигуры фантастических животных и людей.
Все арки-окна галереи имеют различный размер и разный не повторяющийся узор. При этом отсутствии симметрии все смотрится удивительно гармонично и торжественно. Но были и худшие времена. С тех пор как в XVI веке, после объединения под единой властью Арагона (частью которого было Графство Барселонское, т.е. Каталония) и Кастильи, короли перестали обращать на город внимание и перестали останавливаться в нем, начался процесс упадка и деградации.
Все арки-окна галереи имеют различный размер и разный не повторяющийся узор. При этом отсутствии симметрии все смотрится удивительно гармонично и торжественно. Но были и худшие времена. С тех пор как в XVI веке, после объединения под единой властью Арагона (частью которого было Графство Барселонское, т.е. Каталония) и Кастильи, короли перестали обращать на город внимание и перестали останавливаться в нем, начался процесс упадка и деградации.
В течение восстания Эльс Сегадорс - Войны Жнецов (1640 годы) в церкви и клаустро  бал размещен госпиталь и склад оружия. В 1707 году, в течение Войны за Испанское Наследство, войска Филиппе V Бурбона осадили город и подвергли его артиллерийскому обстрелу, после чего город сдался. Собор был разграблен, оставшиеся священники изгнаны из города, а всё поселение на холме (el Turó - кат.) было разорено. Были буквально срыты улицы, площади, дворцы, включая дворец епископа, церкви и дома… Холм Turó превратился в военную цитадель, с собором, который был преобразован в казарму. Весь собор и клаустро были разделены перегородками на отсеки, превратившиеся в "квартиры". В это время самая важная часть художественного наследия Собора была искалечена, замурована, опошлена или сожжена. Так и видится картина - посреди двора клаустро горят несколько костров, вокруг которых сидят военные, горланящие песни и пьющие вино...
В течение восстания Эльс Сегадорс - Войны Жнецов (1640 годы) в церкви и клаустро бал размещен госпиталь и склад оружия. В 1707 году, в течение Войны за Испанское Наследство, войска Филиппе V Бурбона осадили город и подвергли его артиллерийскому обстрелу, после чего город сдался. Собор был разграблен, оставшиеся священники изгнаны из города, а всё поселение на холме (el Turó - кат.) было разорено. Были буквально срыты улицы, площади, дворцы, включая дворец епископа, церкви и дома… Холм Turó превратился в военную цитадель, с собором, который был преобразован в казарму. Весь собор и клаустро были разделены перегородками на отсеки, превратившиеся в "квартиры". В это время самая важная часть художественного наследия Собора была искалечена, замурована, опошлена или сожжена. Так и видится картина - посреди двора клаустро горят несколько костров, вокруг которых сидят военные, горланящие песни и пьющие вино...
Дальше история Собора - ещё более драматична. С войной За Независимость (Наполеоновские войны 1810-х годов) пришли новые разрушения и вандализм.  Ни наполеоновские войска, ни испанцы уже не церемонились с тем что осталось.
Дальше история Собора - ещё более драматична. С войной За Независимость (Наполеоновские войны 1810-х годов) пришли новые разрушения и вандализм. Ни наполеоновские войска, ни испанцы уже не церемонились с тем что осталось.
В тридцатых годах XX века, во время Гражданской Войны, холм снова стал сценой боевых действий. Особое значение придавалось установке противовоздушных артиллерийских батарей в бастионах Короля и Королевы (на самом верху холма). А части оборонительных стен использовались как места для проведения расстрелов. Также были вырыты бомбоубежища. В конце концов, начиная с апреля 1938, собор был превращен в концентрационный лагерь ...
В тридцатых годах XX века, во время Гражданской Войны, холм снова стал сценой боевых действий. Особое значение придавалось установке противовоздушных артиллерийских батарей в бастионах Короля и Королевы (на самом верху холма). А части оборонительных стен использовались как места для проведения расстрелов. Также были вырыты бомбоубежища. В конце концов, начиная с апреля 1938, собор был превращен в концентрационный лагерь ...
Вплоть до середины XX века здание принадлежало военным и здесь располагались казармы и комендатура. В 1948 военное министерство уступило здание Министерству Национального Образования, и началась медленная реконструкция, которая ведется и сейчас, и непонятно сколько ещё продлится. Судя по всему - ещё очень и очень долго.
Вплоть до середины XX века здание принадлежало военным и здесь располагались казармы и комендатура. В 1948 военное министерство уступило здание Министерству Национального Образования, и началась медленная реконструкция, которая ведется и сейчас, и непонятно сколько ещё продлится. Судя по всему - ещё очень и очень долго.
Бэтмен! Химера - водосток в клаустро Seu Bella
Бэтмен! Химера - водосток в клаустро Seu Bella
Северная часть клаустро, Ворота Санта Мария Древняя (Puerta Santa Maria la Antigua). Вход в бывшую часовню Санта-Марии Антигуа. По некоторым данным, на этом месте, на месте мечети, стояла часовня Santa Maria la Antigua, на основе которой и начал строиться первый собор. Теперь это проход в Помещения Каноников с Залом Капитула, рабочими кабинетами, книжным магазином, Нотариальным Архивом, и пр....
Северная часть клаустро, Ворота Санта Мария Древняя (Puerta Santa Maria la Antigua). Вход в бывшую часовню Санта-Марии Антигуа. По некоторым данным, на этом месте, на месте мечети, стояла часовня Santa Maria la Antigua, на основе которой и начал строиться первый собор. Теперь это проход в Помещения Каноников с Залом Капитула, рабочими кабинетами, книжным магазином, Нотариальным Архивом, и пр....
Восточная часть закрытой галереи, Portal Mayor - главный Портал, главный вход с саму церковь. Портал - яркий представитель так называемой Школы Льейды, без тимпана но с щедро украшенными  архивольтами, уменьшающимися к центру.
Восточная часть закрытой галереи, Portal Mayor - главный Портал, главный вход с саму церковь. Портал - яркий представитель так называемой Школы Льейды, без тимпана но с щедро украшенными архивольтами, уменьшающимися к центру.
Portal Mayor - главный Портал, Капители, украшенные узорами  растительных, цветочных и животных мотивов. Каменное кружево.
Portal Mayor - главный Портал, Капители, украшенные узорами растительных, цветочных и животных мотивов. Каменное кружево.
Входим в сам Собор, от внутреннего убранства которого мало что осталось. Это трехнефная церковь, крестообразные своды которой поддерживают шестнадцать колонн. Это главный неф с центральной абсидой.
Входим в сам Собор, от внутреннего убранства которого мало что осталось. Это трехнефная церковь, крестообразные своды которой поддерживают шестнадцать колонн. Это главный неф с центральной абсидой.
Южный неф со входом в часовню Святого Петра или семьи Монткада (Capella dels Montcada)
Южный неф со входом в часовню Святого Петра или семьи Монткада (Capella dels Montcada)
Часовня Святого Петра или семьи Монткада (Capella dels Montcada).
Часовня Святого Петра или семьи Монткада (Capella dels Montcada).
Часовня Святого Петра (Capilla de San Pedro, familia Montcada) находится справа от главной абсиды, часовня была построена в XIII веке и посвящена святой Петронильи, В 1328 году она была реконструирована и посвящена Святому Петру и стала использоваться как династический пантеон семьи Монткада.
Часовня Святого Петра (Capilla de San Pedro, familia Montcada) находится справа от главной абсиды, часовня была построена в XIII веке и посвящена святой Петронильи, В 1328 году она была реконструирована и посвящена Святому Петру и стала использоваться как династический пантеон семьи Монткада.
Часовня Святого Петра (Capilla de San Pedro, familia Montcada). В ней был захоронен епископ Гильем де Монткада
Часовня Святого Петра (Capilla de San Pedro, familia Montcada). В ней был захоронен епископ Гильем де Монткада
Ábside principal (главная абсида) - вход в ризницу и остатки настенной живописи первой трети XIV века. Живопись, задуманная подобно большому стенному ретабло, рассказывает о жизни Христа, его детстве, деяниях и Страданиях, а так же Успение (Dormición) Богоматери. Несмотря на значительные повреждения все еще можно различить и идентифицировать какие-то сцены: Благовещение, Рождение, Богоявление, Распятие, Воскресение … Живопись была частично повреждена в результате строительства прохода к ризнице, в который должны были хранить реликвию - мощи Святого Паньала (Pañal).
Ábside principal (главная абсида) - вход в ризницу и остатки настенной живописи первой трети XIV века. Живопись, задуманная подобно большому стенному ретабло, рассказывает о жизни Христа, его детстве, деяниях и Страданиях, а так же Успение (Dormición) Богоматери. Несмотря на значительные повреждения все еще можно различить и идентифицировать какие-то сцены: Благовещение, Рождение, Богоявление, Распятие, Воскресение … Живопись была частично повреждена в результате строительства прохода к ризнице, в который должны были хранить реликвию - мощи Святого Паньала (Pañal).
Так же в Главной Абсиде стояло Главное Ретабло, работы середины XIV века, которое целиком не сохранилось. Части Ретабло хранятся в разных концах света: так Троицын день и Группа четырех Пророков хранятся в Епархиальном Музее Лериды; Порицание Адама и Евы – в Музее Искусств Сан-Франциско; часть Богоявления выставлена в Музее Гойи города Кастрес во Франции; пятая часть, от которой осталась только фотография, принадлежала итальянскому коллекционеру, который продал её в 1932 году в Соединенные Штаты.
Так же в Главной Абсиде стояло Главное Ретабло, работы середины XIV века, которое целиком не сохранилось. Части Ретабло хранятся в разных концах света: так Троицын день и Группа четырех Пророков хранятся в Епархиальном Музее Лериды; Порицание Адама и Евы – в Музее Искусств Сан-Франциско; часть Богоявления выставлена в Музее Гойи города Кастрес во Франции; пятая часть, от которой осталась только фотография, принадлежала итальянскому коллекционеру, который продал её в 1932 году в Соединенные Штаты.
Крепость Ла Суда (La Suda), позже замок Короля – изначально, построенное  маврами в 882 году  по приказу губернатора Исмаила Бен Муса. Крепость находится на самой вершине холма рядом со Старым Собором. В 1149 г. крепость превратилась в Королевский Дворец, резиденцию арагонских монархов, где они останавливались во время пребывания в городе.
Крепость Ла Суда (La Suda), позже замок Короля – изначально, построенное маврами в 882 году по приказу губернатора Исмаила Бен Муса. Крепость находится на самой вершине холма рядом со Старым Собором. В 1149 г. крепость превратилась в Королевский Дворец, резиденцию арагонских монархов, где они останавливались во время пребывания в городе.
Крепость Ла Суда (La Suda) - Королевский Замок (Castell del Rei). В стенах Суды Кортесы признали Жайме I королем (1214 г.). А еще раньше (1150) здесь же проходила свадьба Петрониллы Арагонской с Рамоном Беренгером IV, графом Барселонским. Так же  как и Собор в XVIII веке Замок был превращен в казармы и склад боеприпасов. Теперь на этом месте мало что осталось от былого Замка, так как в 1812 и в 1936 годах произошли взрывы пороха, которые нанесли крепости непоправимый ущерб. Хорошо что не было выполнено распоряжение короля Филипп V новой династии Бурбонов, согласно которому и Собор и Замок должны быть взорваны...
Крепость Ла Суда (La Suda) - Королевский Замок (Castell del Rei). В стенах Суды Кортесы признали Жайме I королем (1214 г.). А еще раньше (1150) здесь же проходила свадьба Петрониллы Арагонской с Рамоном Беренгером IV, графом Барселонским. Так же как и Собор в XVIII веке Замок был превращен в казармы и склад боеприпасов. Теперь на этом месте мало что осталось от былого Замка, так как в 1812 и в 1936 годах произошли взрывы пороха, которые нанесли крепости непоправимый ущерб. Хорошо что не было выполнено распоряжение короля Филипп V новой династии Бурбонов, согласно которому и Собор и Замок должны быть взорваны...
Остатки равелина фортификаций Seu Bella
Остатки равелина фортификаций Seu Bella
Самая Западная часть бастиона Seu Bella, которая глубоко выступает в сторону города
Самая Западная часть бастиона Seu Bella, которая глубоко выступает в сторону города
Спускаемся в город, который показался мне совсем не интересным. Кое где встречаются остатки старинных построек, но это точечно и неинтересно.
Спускаемся в город, который показался мне совсем не интересным. Кое где встречаются остатки старинных построек, но это точечно и неинтересно.
Часовня Святого Жуаме постройки XIV века (Capella de Sant Jaume)
Часовня Святого Жуаме постройки XIV века (Capella de Sant Jaume)
Новый Собор – Катедраль Нова (Catedral Nova), или Ла Сеу Нова (La Seu Nova) в стиле барокко. Новый Собор был построен в 1761- 1781 гг., Необходимость в новом храме возникла потому, что Филипп V Бурбон превратил в старый собор в казарму. Если честно, Новый собор не отличается особой красотой и оригинальностью, ни снаружи ни внутри. Есть казусы, как например, скульптура Девы дель Блау (Verge del Blau), она же Вирхен дель Маратон (Virgen del Moratón). Есть легенда, что отметину на ее голове оставил завистливый скульптор. Он ударил статую молотком, когда осознал превосходство ученика, сотворившего статую Девы за спиной учителя.
Новый Собор – Катедраль Нова (Catedral Nova), или Ла Сеу Нова (La Seu Nova) в стиле барокко. Новый Собор был построен в 1761- 1781 гг., Необходимость в новом храме возникла потому, что Филипп V Бурбон превратил в старый собор в казарму. Если честно, Новый собор не отличается особой красотой и оригинальностью, ни снаружи ни внутри. Есть казусы, как например, скульптура Девы дель Блау (Verge del Blau), она же Вирхен дель Маратон (Virgen del Moratón). Есть легенда, что отметину на ее голове оставил завистливый скульптор. Он ударил статую молотком, когда осознал превосходство ученика, сотворившего статую Девы за спиной учителя.
Новый Собор (Catedral Nova) и справа Старинный Госпиталь Святой Марии. Снаружи здание госпиталя - серый куб.
Новый Собор (Catedral Nova) и справа Старинный Госпиталь Святой Марии. Снаружи здание госпиталя - серый куб.
Старинный Госпиталь Святой Марии (Antic Hospital de Santa Maria) – типичный образец так называемой «каталонской готики» XV-XVI веков. Снаружи - суровый серый куб с небольшими украшениями на портале гербом Лериды и образом Девы. Правда внутри  - изящный внутренний дворик, патио, обрамленный колоннами со стрельчатыми арками. В настоящее время здесь располагается местный научный центр – «Институт Леридских Исследований» (Instituto de Estudios Ilerdenses). Используется для проведения выставок.
Старинный Госпиталь Святой Марии (Antic Hospital de Santa Maria) – типичный образец так называемой «каталонской готики» XV-XVI веков. Снаружи - суровый серый куб с небольшими украшениями на портале гербом Лериды и образом Девы. Правда внутри - изящный внутренний дворик, патио, обрамленный колоннами со стрельчатыми арками. В настоящее время здесь располагается местный научный центр – «Институт Леридских Исследований» (Instituto de Estudios Ilerdenses). Используется для проведения выставок.
Часовня Ла Санж (Capella de la Sang)
Часовня Ла Санж (Capella de la Sang)
Если идти на запад по главной улице Carrer Major и по ее продолжениям, то упрешься ещё в одну древность XII века  - Кастелль де Гардени (Castell de Gardeny), крепость-монастырь, стоящий на вершине еще одного холма. Это был центр одного из самых влиятельных командорств Ордена Храма (Тамплиеров) в Каталонии. Здесь можно увидеть частично сохранившиеся остатки мощных крепостных стен,  а также церковь Санта Мария де Гардени, где были обнаружены настенные росписи мастеров-тамплиеров. Можно-то-можно, только весь этот комплекс, как оказалось, работает только в субботу, воскресенье и в праздники. "Поцеловав" замок на решетке, осталось просто обойти крепость снаружи.
Если идти на запад по главной улице Carrer Major и по ее продолжениям, то упрешься ещё в одну древность XII века - Кастелль де Гардени (Castell de Gardeny), крепость-монастырь, стоящий на вершине еще одного холма. Это был центр одного из самых влиятельных командорств Ордена Храма (Тамплиеров) в Каталонии. Здесь можно увидеть частично сохранившиеся остатки мощных крепостных стен, а также церковь Санта Мария де Гардени, где были обнаружены настенные росписи мастеров-тамплиеров. Можно-то-можно, только весь этот комплекс, как оказалось, работает только в субботу, воскресенье и в праздники. "Поцеловав" замок на решетке, осталось просто обойти крепость снаружи.
Холм, на котором возвышается замок Гардени, разделил судьбу Старого Собора. До самого недавнего времени он принадлежал военным. Через площадь от замка доживает свой век здание Полиции, очень похожее на советский техникум или ПТУ. На здании почти не читаемая надпись на кастильском: "Todo por la Patria. Ещё совсем недавно крепость тамплиеров пребывала в очень запущенном состоянии.
Холм, на котором возвышается замок Гардени, разделил судьбу Старого Собора. До самого недавнего времени он принадлежал военным. Через площадь от замка доживает свой век здание Полиции, очень похожее на советский техникум или ПТУ. На здании почти не читаемая надпись на кастильском: "Todo por la Patria. Ещё совсем недавно крепость тамплиеров пребывала в очень запущенном состоянии.
Замок Гардени (castillo de Gardeny) в XII веке построили рыцари ордена тамплиеров, которые получили земли из рук графа Барселонского Рамона Беренгера IV (Ramón Berenguer IV). Таким способом граф расплатился с орденом за помощь в отвоевании Льеиды у мусульман. С этого момента город превратился в одно из ключевых владений тамплиеров на территории каталоно-арагонской короны. Есть легенда, согласно которой на этом холме был сам Юлий Цезарь во время разгрома сторонников Сената в период гражданской войны в 49 году до н.э.
Замок Гардени (castillo de Gardeny) в XII веке построили рыцари ордена тамплиеров, которые получили земли из рук графа Барселонского Рамона Беренгера IV (Ramón Berenguer IV). Таким способом граф расплатился с орденом за помощь в отвоевании Льеиды у мусульман. С этого момента город превратился в одно из ключевых владений тамплиеров на территории каталоно-арагонской короны. Есть легенда, согласно которой на этом холме был сам Юлий Цезарь во время разгрома сторонников Сената в период гражданской войны в 49 году до н.э.
Церковь Сант Марти (Esglesia de Sant Marti) построена XII в. (романский стиль). В 1646 г. стала казармой, а в XIX в. – муниципальной тюрьмой. В 1896 г. храм возвратили церкви. В настоящее время здесь располагается Коллекция Cредневековой Cкульптуры XIV-XV вв. из собрания Музея Диоцеза и Округа (Museu de Lleida Diocesa e Comarcal). Неподалеку от церкви находится Ла Панера (La Panera) – примечательное здание в романо-готическом стиле XIV-XV вв. В прошлом оно использовалось как зернохранилище
Церковь Сант Марти (Esglesia de Sant Marti) построена XII в. (романский стиль). В 1646 г. стала казармой, а в XIX в. – муниципальной тюрьмой. В 1896 г. храм возвратили церкви. В настоящее время здесь располагается Коллекция Cредневековой Cкульптуры XIV-XV вв. из собрания Музея Диоцеза и Округа (Museu de Lleida Diocesa e Comarcal). Неподалеку от церкви находится Ла Панера (La Panera) – примечательное здание в романо-готическом стиле XIV-XV вв. В прошлом оно использовалось как зернохранилище
Церковь Сант Марти (Esglesia de Sant Marti)
Церковь Сант Марти (Esglesia de Sant Marti)
Церковь Сант Марти (Esglesia de Sant Marti) . Очень неприятный осадок остался от прогулки по кварталу застройки 60-70-х годов прошлого века, расположенному между Sant Marti и площадью Святого Лоренсо. Особенно по Carrer Tallada. Похоже эти кварталы отдали для заселения беженцам последней волны эмиграции из Северной Африки, Сирии и прилежащих регионов. Ничего не случилось..., но было весьма напряжно проходить по небольшой площади под недобрые взгляды здоровых чернокожих "беженцев", кричащих тебе что-то во след и плюющих за спиной... Хана Европе и каталонии.
Церковь Сант Марти (Esglesia de Sant Marti) . Очень неприятный осадок остался от прогулки по кварталу застройки 60-70-х годов прошлого века, расположенному между Sant Marti и площадью Святого Лоренсо. Особенно по Carrer Tallada. Похоже эти кварталы отдали для заселения беженцам последней волны эмиграции из Северной Африки, Сирии и прилежащих регионов. Ничего не случилось..., но было весьма напряжно проходить по небольшой площади под недобрые взгляды здоровых чернокожих "беженцев", кричащих тебе что-то во след и плюющих за спиной... Хана Европе и каталонии.
В северо-западной части Старого города, между площадями Святого Лоренсо и Святого Иосифа. находится церковь Сан-Лоренсо, сооруженная в XIII в. на руинах мавританской мечети. Ее отличительный признак - 76-метровая восьмигранная колокольня, которую видно издалека. В интерьере трехнефной церкви, построенной в романо-готическом переходном стиле, четыре готических алтарных рельефа XIV в.
В северо-западной части Старого города, между площадями Святого Лоренсо и Святого Иосифа. находится церковь Сан-Лоренсо, сооруженная в XIII в. на руинах мавританской мечети. Ее отличительный признак - 76-метровая восьмигранная колокольня, которую видно издалека. В интерьере трехнефной церкви, построенной в романо-готическом переходном стиле, четыре готических алтарных рельефа XIV в.
Немного модерна.
Немного модерна.
Дом Мажи Льоренс (Casa Magi Llorens) -  пятиэтажный дом, построенный в 1905-07 годах в стиле модернизма.
Дом Мажи Льоренс (Casa Magi Llorens) - пятиэтажный дом, построенный в 1905-07 годах в стиле модернизма.
Балконы Каса Мажи Льоренс (Casa Magi Llorens)
Балконы Каса Мажи Льоренс (Casa Magi Llorens)
Дом Мельсиор (Casa Melcior) эпохи модерна выделяется двойным фасадом, цветным стеклом лоджий и коваными железными решетками
Дом Мельсиор (Casa Melcior) эпохи модерна выделяется двойным фасадом, цветным стеклом лоджий и коваными железными решетками
Церковь Святого Пере (Sant Pere).
Церковь Святого Пере (Sant Pere).
Дворец Паэрия (Палау де ла Паэриа – Palau de la Paeria) находится на одноименной площади.  Здесь располагается городской совет Лериды.Это – одно из самых представительных сооружений светской архитектуры романского периода в Каталонии. Две параллельные аркады портиков – ведут от Дворца Паэрии к Арке Моста (Арк дель Понт – Arc del Pont).
Дворец Паэрия (Палау де ла Паэриа – Palau de la Paeria) находится на одноименной площади. Здесь располагается городской совет Лериды.Это – одно из самых представительных сооружений светской архитектуры романского периода в Каталонии. Две параллельные аркады портиков – ведут от Дворца Паэрии к Арке Моста (Арк дель Понт – Arc del Pont).
Возле Арки Моста (Арк дель Понт – Arc del Pont) установлен памятник Индибилю и Мандони, знаменитым предводителям ильергетов, иберийского племени, проживавшего на этом месте до н.э. Когда на их земли пришли римляне, то завоеватели столкнулись с яростным сопротивлением местных жителей. А предводители илергетов, Индибиль и Мандони, в III до н.э. удостоились особого упоминания римских историков. Напоследок - если бы не комплекс Seu Bella, ехать в Льйеду не имеет смысла. Но Собор и его клаустро перекрывают многие негативные стороны такой поездки.
Возле Арки Моста (Арк дель Понт – Arc del Pont) установлен памятник Индибилю и Мандони, знаменитым предводителям ильергетов, иберийского племени, проживавшего на этом месте до н.э. Когда на их земли пришли римляне, то завоеватели столкнулись с яростным сопротивлением местных жителей. А предводители илергетов, Индибиль и Мандони, в III до н.э. удостоились особого упоминания римских историков. Напоследок - если бы не комплекс Seu Bella, ехать в Льйеду не имеет смысла. Но Собор и его клаустро перекрывают многие негативные стороны такой поездки.
Комментарии к альбому