Турист Бабин Александр (Babinar2015)
Бабин Александр
был 8 октября 16:26
Фотоальбом

Артахона (Artajona) — неожиданная Испания

FinePix S1600
8 14
Артахона — Испания Сентябрь 2018

Артахона (Artajona) — небольшой городок, расположенный в 30 километрах на юго-запад от Памплоны, столицы испанской Наварры. При подготовке к поездке, этот городок я нашёл совершенно случайно среди описаний достопримечательностей Наварры на туристическом сайте региона. Увидел фото и решил — я обязан там побывать. И не ошибся. На весь день ехать туда не имело смысла — историческая часть городка совсем небольшая. И я решил совместить посещение Артахоны в один день с Олитэ (Olite), ведь между ними всего километров двадцать. На автобусах из Олитэ, с пересадкой в Тафалье, времени в пути — 25–30 минут. И вот я в средневековье! Артахона прежде всего известна своим историческим центром, заложенным в XI веке, стоящим на высоком холме и обнесенным крепостной стеной. Под холмом расположились более «молодые» районы. Так же исторический центр Артахоны в 1975 году превратился в естественные декорации для английского города Нотингем (город шерифа — врага Робин Гуда) в фильме Ричарда Лестера «Robin and Marian» с Шоном Коннери и Одри Хёдберн в главных ролях.

Вид на нижнюю часть города
Вид на нижнюю часть города
На туристическом сайте Наварры город представлен как полный старинных улочек и домов дворян, сановников и высокопоставленных священников. В нижнем городе может улочки и старинные (по возрасту) и дома-дворцы тоже не молодые (скорее всего), но почти все дома настолько хорошо отремонтированы, отштукатурены и покрашены, что кажутся построенными совсем недавно.  Но с другой стороны - это вполне естественно, там же люди живут и довольно не бедные
На туристическом сайте Наварры город представлен как полный старинных улочек и домов дворян, сановников и высокопоставленных священников. В нижнем городе может улочки и старинные (по возрасту) и дома-дворцы тоже не молодые (скорее всего), но почти все дома настолько хорошо отремонтированы, отштукатурены и покрашены, что кажутся построенными совсем недавно. Но с другой стороны - это вполне естественно, там же люди живут и довольно не бедные
Да и домов с гербами на фасадах не мало
Да и домов с гербами на фасадах не мало
Но дух средневековья все равно чувствуется.
Но дух средневековья все равно чувствуется.
Первое упоминание об этом поселение было обнаружено на римском "верстовом" столбе III века н.э. - миллиарии. Толи почвы здесь плодородные, толи расположение городка было такое удобное, но поселение росло и процветало. Сердце и основа Артахоны - это, конечно же El Cerco ("Окружение") расположенное на вершине высокого холма. Нижняя часть города заселялась уже позже - в XV-XVII веках
Первое упоминание об этом поселение было обнаружено на римском "верстовом" столбе III века н.э. - миллиарии. Толи почвы здесь плодородные, толи расположение городка было такое удобное, но поселение росло и процветало. Сердце и основа Артахоны - это, конечно же El Cerco ("Окружение") расположенное на вершине высокого холма. Нижняя часть города заселялась уже позже - в XV-XVII веках
В центре нижней части городка, рядом с церковью Святого Петра, находим вот такую непривычную для простого туриста площадь для корриды. Мы привыкли, что Plaza de Toros представляет собой круглую арену как в цирке. А в старину бои быков проводились просто на центральных площадях городов - как здесь
В центре нижней части городка, рядом с церковью Святого Петра, находим вот такую непривычную для простого туриста площадь для корриды. Мы привыкли, что Plaza de Toros представляет собой круглую арену как в цирке. А в старину бои быков проводились просто на центральных площадях городов - как здесь
Так в Артахоне, согласно старинным традициям, центральную площадь огородили бревенчатым забором, сколотили ворота, загоны и трибуны, и вот она - самая аутентичная арена для корриды.
Так в Артахоне, согласно старинным традициям, центральную площадь огородили бревенчатым забором, сколотили ворота, загоны и трибуны, и вот она - самая аутентичная арена для корриды.
Самая аутентичная арена для корриды. Действительно - а зачем больше? В городке с окрестностями проживает всего 1700 жителей, включая младенцев и глубоких стариков.
Самая аутентичная арена для корриды. Действительно - а зачем больше? В городке с окрестностями проживает всего 1700 жителей, включая младенцев и глубоких стариков.
Главная достопримечательность нижней части пуэбло - Церковь Святого Петра (San Pedro), готическое здание XIII века с строгим фасадом и стройной средневековой башней колокольней. На туристическом сайте Наварры написано, что для того чтобы посмотреть церковь внутри нужно попросить ключи от церкви у приходского священника, который живет на Plaza de los Fueros, в 20 метрах от церкви. Группа франко-говорящих туристов попробовала сделать это. Но ничего не вышло, наверное потому, что было время сиесты (где-то пол второго дня).
Главная достопримечательность нижней части пуэбло - Церковь Святого Петра (San Pedro), готическое здание XIII века с строгим фасадом и стройной средневековой башней колокольней. На туристическом сайте Наварры написано, что для того чтобы посмотреть церковь внутри нужно попросить ключи от церкви у приходского священника, который живет на Plaza de los Fueros, в 20 метрах от церкви. Группа франко-говорящих туристов попробовала сделать это. Но ничего не вышло, наверное потому, что было время сиесты (где-то пол второго дня).
Церковь Святого Петра (Iglesia de San Pedro). Этот церковный приход, заменил маленькую церковь Сан-Хуана. Это готическое здание строилось в то же время, что храм Сан Сатурнино, в течение XIII века
Церковь Святого Петра (Iglesia de San Pedro). Этот церковный приход, заменил маленькую церковь Сан-Хуана. Это готическое здание строилось в то же время, что храм Сан Сатурнино, в течение XIII века
Iglesia de San Pedro
Iglesia de San Pedro
Iglesia de San Pedro
Iglesia de San Pedro
В XIII веке Артахóна считалась самым богатым владением архипресвитера всей южной части 
 Наварры. Но вскорости случилась эпидемия чумы, после которой городок стал увядать. Король Карлос III Благородный, для восстановления благосостояния городка, наделил Артахону статусом «Buena Villa» («Доблестный город») и всех жителей сделал свободными гражданами и инфанцонами (аналог испанского идальго). Так Артахона стала принадлежать напрямую королю.
В XIII веке Артахóна считалась самым богатым владением архипресвитера всей южной части Наварры. Но вскорости случилась эпидемия чумы, после которой городок стал увядать. Король Карлос III Благородный, для восстановления благосостояния городка, наделил Артахону статусом «Buena Villa» («Доблестный город») и всех жителей сделал свободными гражданами и инфанцонами (аналог испанского идальго). Так Артахона стала принадлежать напрямую королю.
Выход на площадь Фуэрос с мэрией и церковью Сан Педро
Выход на площадь Фуэрос с мэрией и церковью Сан Педро
Самая "средневековая" улица нижней Артахоны - Эухенио Мендиорос, котора идет от церкви Сан Педро к El Cerco (огороженный крепостной стеной укрепленный исторический центр древнего города).
Самая "средневековая" улица нижней Артахоны - Эухенио Мендиорос, котора идет от церкви Сан Педро к El Cerco (огороженный крепостной стеной укрепленный исторический центр древнего города).
И вот мы выходим к El Cerco и церкви-крепости Святого Сатурнино (Iglesia fortaleza de San Saturnino).
И вот мы выходим к El Cerco и церкви-крепости Святого Сатурнино (Iglesia fortaleza de San Saturnino).
El Cerco - это огороженное крепостной стеной место, внутри которого располагался город Артахона, Крепостные стены, повторяющие контуры холма, на котором стоит город были построены в XI веке. Стены имели 14 башен из которых до наших дней сохранились 9 башен.
El Cerco - это огороженное крепостной стеной место, внутри которого располагался город Артахона, Крепостные стены, повторяющие контуры холма, на котором стоит город были построены в XI веке. Стены имели 14 башен из которых до наших дней сохранились 9 башен.
Открыточного вида не получилось. Уцелевшая часть крепостной стены ориентирована на север и жестокое сентябрьское солнце светило прямо в объектив
Открыточного вида не получилось. Уцелевшая часть крепостной стены ориентирована на север и жестокое сентябрьское солнце светило прямо в объектив
 Попасть внутрь можно через одни из двух сохранившихся старинных ворот – Сан Мигель (San Miguel) или Ремауа (Remahua).
Попасть внутрь можно через одни из двух сохранившихся старинных ворот – Сан Мигель (San Miguel) или Ремауа (Remahua).
Самое удивительное это то, что внутри крепостных стен стоят жилые дома, в которых живут, судя по машинам, довольно не бедные горожане.
Самое удивительное это то, что внутри крепостных стен стоят жилые дома, в которых живут, судя по машинам, довольно не бедные горожане.
Bestorre - Трёхстенная или открытая башня. Такие башни с XII века были особенно распространены во Франции и Британии. Бесторры имели открытую внутрь города часть. Эти башни имели обычно три горизонтальных  уровня. Нижняя закрыта часть использовалась как склад. Второй уровень находился на уровне дозорного пути и предназначался для нужд охраны, постовых и солдат. Последний уровень предназначался для дозора и защиты при атаке.
Bestorre - Трёхстенная или открытая башня. Такие башни с XII века были особенно распространены во Франции и Британии. Бесторры имели открытую внутрь города часть. Эти башни имели обычно три горизонтальных уровня. Нижняя закрыта часть использовалась как склад. Второй уровень находился на уровне дозорного пути и предназначался для нужд охраны, постовых и солдат. Последний уровень предназначался для дозора и защиты при атаке.
Башни открытого типа давали возможность командованию крепости во время боя следить за действиями защитников каждой из башен одновременно и регулировать силы обороны, маневрируя резервами. Кроме того, в случае проникновения врага в крепость, неприятель не мог использовать башни, открытые в сторону города. Этажи башен разделялись деревянными перекрытиями. Такие перекрытия были практичнее каменных. Они не распирали стен башни при ударах тарана, и при обвалах не угрожали жизни защитников, находившихся внизу. Деревянные настилы в случае нужды легко снимались, их даже не прибивали, чтобы можно было быстро снять в случае прорыва врага.
Башни открытого типа давали возможность командованию крепости во время боя следить за действиями защитников каждой из башен одновременно и регулировать силы обороны, маневрируя резервами. Кроме того, в случае проникновения врага в крепость, неприятель не мог использовать башни, открытые в сторону города. Этажи башен разделялись деревянными перекрытиями. Такие перекрытия были практичнее каменных. Они не распирали стен башни при ударах тарана, и при обвалах не угрожали жизни защитников, находившихся внизу. Деревянные настилы в случае нужды легко снимались, их даже не прибивали, чтобы можно было быстро снять в случае прорыва врага.
Происхождение этого сказочного укрепления, известного как "Ограждение - El Cerco", восходит к 1085 году, когда по заказу каноников Святого Сернина (Фермина на испанский лад) из Тулузы начались строительные работы. Работы закончились в 1109. Обладать этим зажиточным местом жаждали и короли и высокопоставленные священники. Из-за этого город-крепость постоянно подвергался нападениям, и как следствие нуждался в ремонтах и реконструкциях, особенно во времена царствования Карлоса II Злого (XIV)
Происхождение этого сказочного укрепления, известного как "Ограждение - El Cerco", восходит к 1085 году, когда по заказу каноников Святого Сернина (Фермина на испанский лад) из Тулузы начались строительные работы. Работы закончились в 1109. Обладать этим зажиточным местом жаждали и короли и высокопоставленные священники. Из-за этого город-крепость постоянно подвергался нападениям, и как следствие нуждался в ремонтах и реконструкциях, особенно во времена царствования Карлоса II Злого (XIV)
На этом месте стояла Torte del Homenaje - Башня Чествования, главное защитное здание, стоящее вне крепостных стен. В XVI веке замок утратил своё значение и башня так и осталась стоять поодаль. Башню переделали в холодильник. В 1873 году, во время карлитских войн, башню снова стали использовать как защитное укрепление. Потом башню переоборудовали в жилой дом. В конце-концов башню снесли и на этом месте  устроили резервуар для хранения воды.
На этом месте стояла Torte del Homenaje - Башня Чествования, главное защитное здание, стоящее вне крепостных стен. В XVI веке замок утратил своё значение и башня так и осталась стоять поодаль. Башню переделали в холодильник. В 1873 году, во время карлитских войн, башню снова стали использовать как защитное укрепление. Потом башню переоборудовали в жилой дом. В конце-концов башню снесли и на этом месте устроили резервуар для хранения воды.
Ну и изюминка всего этого комплекса -  Церковь-крепость Святого Сатурнино (Iglesia fortaleza de San Saturnino).
Ну и изюминка всего этого комплекса - Церковь-крепость Святого Сатурнино (Iglesia fortaleza de San Saturnino).
Iglesia fortaleza de San Saturnino. Процессом строительства руководил первый приор Артахоны Уго дэ Конкéс (Hugo de Conqués). К началу XIII века был построен, так сказать, первый вариант церкви. Тогдашняя церковь уже не могла вместить разросшееся население Артахоны
Iglesia fortaleza de San Saturnino. Процессом строительства руководил первый приор Артахоны Уго дэ Конкéс (Hugo de Conqués). К началу XIII века был построен, так сказать, первый вариант церкви. Тогдашняя церковь уже не могла вместить разросшееся население Артахоны
Iglesia fortaleza de San Saturnino. Окончательно церковь была достроена во времена царствования короля Франции Филиппа I Красивого (того, что уничтожил Орден Тамплиеров) и его жены госпожи Хуана I, королей Наварры (1284-1305). Эту церковь посвятили Святому Сатурнино, святому из Франции, влияние которой на Наварру ощущалось всегда.
Iglesia fortaleza de San Saturnino. Окончательно церковь была достроена во времена царствования короля Франции Филиппа I Красивого (того, что уничтожил Орден Тамплиеров) и его жены госпожи Хуана I, королей Наварры (1284-1305). Эту церковь посвятили Святому Сатурнино, святому из Франции, влияние которой на Наварру ощущалось всегда.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino. западный портал с глубокой воронкообразной аркой и с закрытыми слепыми боковыми арками, которые были сделаны для того, чтоб в нишах поместили  статуи апостолов. Над арками цепи - деталь герба Наварры
Iglesia fortaleza de San Saturnino. западный портал с глубокой воронкообразной аркой и с закрытыми слепыми боковыми арками, которые были сделаны для того, чтоб в нишах поместили статуи апостолов. Над арками цепи - деталь герба Наварры
Iglesia fortaleza de San Saturnino. В тимпане представлен епископ Сан Сатурнино, стоящий на фигуре быка. У его ног — король и королева просят его освободить земли Тулуза и Лангедока от демона. Святой соглашается помочь и как следствие видим молодую девушку, дочь римского правителя в Тулузе, из уха которой улетает демон. В левом углу виден геральдический щит с крестом Тулузского графства. Притолока украшена четырьмя сценами мучениства Святого Сатурнина когда римские священики заставляют Святого преклониться перед образом  языческого бога. Он, конечно же, отказывается. Тогда святого избивают палками и привязывают за шею к быку, который на бегу душит его. Сан Сатурнино был замучен римлянами в Тулузе в III веке.
Iglesia fortaleza de San Saturnino. В тимпане представлен епископ Сан Сатурнино, стоящий на фигуре быка. У его ног — король и королева просят его освободить земли Тулуза и Лангедока от демона. Святой соглашается помочь и как следствие видим молодую девушку, дочь римского правителя в Тулузе, из уха которой улетает демон. В левом углу виден геральдический щит с крестом Тулузского графства. Притолока украшена четырьмя сценами мучениства Святого Сатурнина когда римские священики заставляют Святого преклониться перед образом языческого бога. Он, конечно же, отказывается. Тогда святого избивают палками и привязывают за шею к быку, который на бегу душит его. Сан Сатурнино был замучен римлянами в Тулузе в III веке.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino. В XIV веке к церкви была пристроена колокольня. В разные времена колокольня была частью оборонных сооружений, служила и тюрьмой, и дозорной башней. В общей сложности её можно поделить на 4 части. Самая нижняя часть служила тюрьмой. С 1520 года её стали использовать как ризницу, проделав к ней дверь. Вторая часть  служила жильём для алькальда. В третей части находилась комната охраны, которая была связана с защитной зоной церкви на крыше.
Iglesia fortaleza de San Saturnino. В XIV веке к церкви была пристроена колокольня. В разные времена колокольня была частью оборонных сооружений, служила и тюрьмой, и дозорной башней. В общей сложности её можно поделить на 4 части. Самая нижняя часть служила тюрьмой. С 1520 года её стали использовать как ризницу, проделав к ней дверь. Вторая часть служила жильём для алькальда. В третей части находилась комната охраны, которая была связана с защитной зоной церкви на крыше.
Iglesia fortaleza de San Saturnino. Северный фасад
Iglesia fortaleza de San Saturnino. Северный фасад
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
Iglesia fortaleza de San Saturnino.
В выходе из Artajona, на шоссе, которое ведет в Памплону, находится барочная базилика Нашей Сеньоры Иерусалима (basílica barroca de Nuestra Señora de Jerusalén), построенная между 1709 и 1714.
В выходе из Artajona, на шоссе, которое ведет в Памплону, находится барочная базилика Нашей Сеньоры Иерусалима (basílica barroca de Nuestra Señora de Jerusalén), построенная между 1709 и 1714.
Basílica barroca de Nuestra Señora de Jerusalén. Согласно туристическому сайту, монахи, которые живут здесь,  пускают паломников для осмотра базилики, где хранится романская статуя Девы. Статуя, высоко чтимая в этой местности, выполнена из дерева и покрыта медью и эмалью.
Basílica barroca de Nuestra Señora de Jerusalén. Согласно туристическому сайту, монахи, которые живут здесь, пускают паломников для осмотра базилики, где хранится романская статуя Девы. Статуя, высоко чтимая в этой местности, выполнена из дерева и покрыта медью и эмалью.
Комментарии к альбому